Вся статья написана только для клиента SA-MP, не следует применять все её подробности в других играх, но следует учитывать их.
Deathmatch (с англ. «death» — смерть, «match» — бой, матч) — бой насмерть.
Варианты ДМ:
Single Deathmatch — вариант ДМ, когда присутствуют три или более игроков, когда все играют «каждый за себя», то есть когда нет союзников.
Team Deathmatch — вариант ДМ, когда в ДМ участвуют команды, сплочённые на то, чтобы уничтожить другую команду, противоположную ей.
PvP («player versus player», с англ. «игрок против игрока») или «дуэль» — вариант ДМ, когда только два человека участвуют в ДМ.
Clan War — вариант ДМ, когда один клан «забивает» (предлагает) другому клану войну, с целью выиграть эту войну у другого клана. В Clan War чаще всего люди отыгрывают Team Deathmatch.
Скилл — это умение, которое выражается в скорости снятия ХП противнику. То есть, если игрок быстро сносит ХП противнику, то можно сказать, что он скилловый.
Тактика — это составная часть боя, включающая в себя способность расстановки различных боевых позиций, использование какой-либо стратегии в бою. Тактика охватывает изучение, разработку, подготовку и ведение всех видов боевых действий: наступления, отступления, обороны, встречного боя, тактических перегруппировок и т. д.
Принципы, без которых ДМ для вас будет затруднительным:
Пинг:
Пинг — это время, за которое сигнал от вашего компьютера поступает к компьютеру оппонента и, впоследствии, возвращается к вам. Чтобы узнать ваш пинг, достаточно кликнуть клавишу «TAB» и перед вами появится список игроков. Когда вы найдёте свой никнейм, проведите глазами вправо, увидите слово «ping». И те цифры, которые написаны снизу от этого слова, и есть ваш пинг. Пинг зависит от скорости вашего интернет-соединения и от того, насколько близко вы находитесь с серверу. Например, если на русский сервер зайдёт иностранец, (который живёт, к примеру, в Америке) пинг у него будет больше, чем у тех, кто находится в России (сервер также находится в России). Пинг измеряется в миллисекундах (1000 мс = 1 секунде). На разных серверах пинг разный. Пинг влияет на всю вашу игру на сервере, но мы поговорим относительно ДМ. Он влияет на ДМ. Расскажу кратко. Чем меньше значение пинга (в цифрах), тем проще вам играть, так как меньше времени затрачивается на посылку сигнала и возвращения к вам (чтобы узнать значение затраты времени на посылку к сигнала и игроку, разделите ваше текущее значение на два, так как он же ещё возвращается обратно к вам). Чем больше пинг, тем сложнее играть. Но, в принципе, можно приучиться и к высокому пингу. «Удобный пинг» — это значение от «нуля» до 150 мс (моё мнение). После 150 мс — бред. Пинг может «скакать», то есть изменять своё значение от, например, 50-ти и до 250. Если пинг изменяет своё значение в меньшем интервале (к примеру, от 40 до 70), то назвать это «скачкообразным» пингом нельзя (но всё объективно). Если у вас «скачет» пинг, не расстраивайтесь, от этой «болезни» есть «лечение»: заходите на какой-либо сервер, сворачиваете ваш клиент SA-MP, открываете ваш Диспетчер задач путём нажатия клавиш Ctrl+Alt+Delete, ищете процесс «gta_sa.exe», кликаете по нему правой кнопкой мыши (далее — ПКМ), выбираете пункт «Задать соответствие...», выбираете галочку над «<Все процессоры>», жмёте «ОК», разворачиваете ваш клиент SA-MP (это надо делать, к сожалению, при каждом заходе на сервер). Результат: количество кадров в секунду (далее — «ФПС», с англ. — «frame per second») увеличится, и ФПС будет больше, пинг не будет «скакать». Ещё варианты оптимизации игры: убрать вертикальную синхронизацию в настройках вашей видеокарты — на GTA это никак не скажется — разницы вы не заметите; сделать чат полупрозрачным — нажать клавишу "F7" — тем самым, вы добьётесь увеличения ФПС, но чат будет видно (когда вам чат не нужен — в бою, например, вы можете ВООБЩЕ выключить чат, нажав "F7" два раза); ввести команду "/fpslimit 100" или же в меню игры, в пункте "Ограничитель кадров" выставить параметр "выкл." (то есть "выключен" или "OFF"). Так как же играть с пингом вообще? SA-MP клиент отличается нестабильной синхронизацией игроков между друг другом. То есть никак в однопользовательской GTA: SA, когда вы стреляли в тело персонажа (далее — «скин») и у него без проблем уменьшалось (далее — «сносилось») здоровье (далее — «ХП», с англ. — «hit points» или же «health»)… В общем. Вы видите перед собой персонажа. Если он стоит на месте, то надо стрелять в персонажа. Но другая ситуация складывается, если он двигается. При процессе прицела в движущийся скин, вы должны брать расстояние от скина. Следственно, если он двигается влево, вы стреляете немного левее от скина, если двигается вправо — правее (это называется «стрельба по пингу»). Это расстояние зависит от пинга. То есть чем больше у игрока пинг, тем больше расстояния вы откладываете от его скина. Бывает такое, что у одного человека высокий пинг, а у другого — маленький. Это проблематично для двух игроков. Получается, если даже у вас и маленький пинг, то стрелять в игрока надо так, чтобы сносилось ХП, то есть брать расстояние от скина. Нормальная ситуация складывается если у двух взаимно взаимодействующих игроков примерно одинаковое значение пинга.
Часто бывают недоразумения, когда 1 игрок думает, что другой игрок как-то «не так» играет. Вероятные причины их решения их проблем:
1) Игрок пользуется читами. Если игрок пользуется читами, не надо тратить свои нервы на то, чтобы оскорбить его, например, так: «Ах, ты ж пи*****, пошёл ***** с сервера, тут — читерам не место!!!» Достаточно написать жалобу на игрока админам и ждать, когда они его забанят.
2) Игрок пользуется (далее — «юзает») ошибками (далее — «баги») игры или багами сервера, которые позволяют получить превосходство над другими игроками. Опять же — жалоба админам. Но на разных серверах за баги банят по-разному… Но баги — это не читы. Так что можно написать ему личное сообщение с просьбой перестать юзать баги. Что делать, если он сказал «нет»? — Не играть с ним. Но также лагом можно избавиться. Если вы видите, как он лагает, то можно попросить его умереть. В большинстве случаев лаги пропадут. Или же можно попросить его сесть в тачку, разогнаться, и попросить его выпрыгнуть из тачки на скорости. Бывает, что помогает.
3) Drive-By, Драйв-Бай, ДБ (от англ. — «проехать рядом») — это когда оппонент убивает вас «транспортом». Либо стреляет в ваш СКИН из окна любого сидения (заметьте, когда он из транспорта стреляет по другому траспорту — это не считается ДБ), либо давит вас транспортом и так далее. Тоже не надо оскорбл*ть, к примеру: «Ах, ты ж ДБшник, ПШЁЛ *****!» Пишите жалобу админу.
4) Игрок испытывает задержки ожидания сигнала, то есть тормозит (далее — «лагает»). Вы его не можете убить, так как из-за высокого пинга (а практически все лаги получаются из-за высокого пинга). Выход из этой ситуации… М, ну, как обычно бывает, есть такие сервера, на которых кикают за высокий пинг. Что делать, чтобы его кикнули? — Написать жалобу.
5) Вы проиграли игроку в PvP. Игрок думает, что вы — новичёк. И этим же вас унижает (или же в грубой форме — «нуб»). Не надо никак реагировать на эти сообщения. Не надо никогда продолжать срач. Молчите. Если же он продолжать вас обсирать, напишите жалобу админу, чтобы ему дали молчанку.
6) Вы — один, и вы отыгрываете ДМ против толпы. При этом случае также не надо унижать противников, не надо говорить: «Вы — лохи! Только толпой и можете!». Это, в первую очередь, их право. Против толпы можно даже и ДМ выиграть (смотря, какая толпа, конечно же). Следует всегда от них убегать, использовать закоулки, различные особенности улиц. То есть не надо убегать от них всегда прямо, меняйте направление, скрываясь в закоулках. Но в то время, пока вы убегаете от толпы, следует сносить им ХП, выискивая удобный момент, чтобы стрельнуть. К примеру: убегаете, бежите закоулками, пробегаете между домами… и в один удобный момент стреляете, но не надо тратить на это большое количество времени (в идеале, вы должны снести ХП с первого раза), потом опять убегаете, повторяете действия.
7) Вам говорят то, что вы — «крыса». Или же то, что вы — «такой говнюк, убил игрока со спины». В первом варианте это бывает из-за того, что вы сносите ХП противнику, когда он находится далеко от вас. То есть он вас не видит или занят ДМ других его оппонентов, а вы в это время его расстреливаете с автомата с высокой дальностью стрельбы. Опять же, не надо оскорбл*ть его, лучше промолчать, так как вы не нарушаете правил сервера. Вообще, когда вы заняли определённую устойчивую позицию (на крыше, к примеру) и ДМите противников — это называется «кемпинг» (с англ, «camping» — «располагаться лагерем», отсюда глагол — «кемперить»). Во втором варианте — когда вы убили противника, стреляя ему в спину, то есть в тот момент, когда он вас не видит. Если вас оскорбили из-за этого — это его проблемы, не обращайте внимания. Или же скажите, чтобы смотрел по сторонам
8) Вы добились профессионализма. Не надо выёбываться. Уважайте других игроков, новичков.
Игра на ДМ-серверах:
Не стоит играть там, где народа очень много (эти сервера называются «пабликами»). Потому что, в большинстве случаев, вы ничему там не научитесь, так как из-за того, что там много игроков очень часто бывают лаги, то есть происходит увеличение пинга. Лучше играть на ДМ-серверах, где народа мало. К примеру, тренировочных серверах (они не считаются пабликами). На тренировочных серверах вы тренируетесь и оттачиваете мастерство ДМ, в основном — командную игру, то есть Team Deatchmatch. Практически все игроки, которые играют на тренировочных серверах, имеют много опыта ДМ. Хороший тренировочный сервер: 77.220.180.203:7777. Также хороший ДМ-сервер RSRL: 89.108.120.77:7777. Если хотите найти больше тренировочных серверов, то достаточно пройти по ссылке: http://game-monitor.com/search.php?game=sa-mp. И в пункте «Server with» написать слово «Training» и нажать «Search». Желательно играть на тех ДМ-серверах, которые располагаются в России, опять же, из-за того, что пинг меньше.
Субъективно:
Техника прицеливания:
Стрелять по цели не надо «от дупла» (то есть «авось попаду»). По началу, научитесь наводить прицел на цель не слишком быстро. Стреляя, согласно правилам «стрельбы по пингу». Мысленно вы ещё до прицеливания должны поймать цель в вашей голове, то есть ваша цель должна быть как можно ближе к центру монитора. Некоторые люди СРАЗУ целятся в пинг и сносят ХП. Эта техника довольно трудна, и на её выучиваение её уйдёт большое количество времени. Конечно же, у неё есть плюсы в том, что на прицеливаение тратится меньше времени. Это дело вкуса. Но есть другой вариант прицеливания: наводите прицел на скин, а после этого отводите прицел в сторону пинга (если игрок передвигается). С этим вариантом прицеливания у вас будет больше шансов снести ХП, но у вас уйдёт на прицеливание немного большее количество времени.
В GTA: SA присутствует оружие (в жаргоне SA-MP — «ганы»), такое, как (перечислю те, которые применяются в SA-MP, то есть не будет таких ганов, как кастет, бейсбольная бита, полицейская дубинка, бильярдный кий, клюшка для гольфа, лопата, катана, бензопила, пистолет «9mm», огнемёт, гранатомёт, гранатомёт с тепловым наведением, Tec-9, Мини-SMG, Sawnoff Shotgun, Combat Shotgun, AK-47, миниганы и прочая хуета):
Нож:
Используют по принципу подхода к игроку сзади и прореза ему горла, то есть подошли, зажали правую кнопку мыши и, не отпуская ПКМ, жмёте левую кнопку мыши (далее — «ЛКМ»). Ваш скин (персонаж) прорежет горло оппоненту, и оппонент умрёт. Можно применять в других случаях, например, когда читер вас напрягает, стреляет из различных запрещённых огнестрельных ганов. Причём здесь нож? И как поможет нож при борьбе с читером? (если нет админов, естественно). Вот, что надо сделать: попросите одного игрока отвлечь читера, а вы в то время подойдите к нему сзади и прорежьте ему горло ножом. Субъективно, вы будете видеть, как персонаж передвигается ползком по земле, со стороны глаз читера он будет видеть, что он вас ДМ, а со стороны ваших глаз — ДМ вы не будете видеть, так как он будет передвигаться лагом (насчёт лагов позже, кратко: лаг — это ошибка синхронизации игрока с игроком). В итоге, читер не будет вас беспокоить, но, если он умрёт, лага не будет, и всё придётся начинать заново.
9mm с глушителем:
Можно применять, как замена автомату...
Desert Eagle, дигл, игл:
Владеть этим ганом довольно трудно. Тактика владения… Стрелять с него лучше тогда, когда вы мысленно поняли, что цель заняла удобное положение, то есть либо она остановилась, либо она медленно двигается и так далее. Но если вы достигли высот на этом оружии можно и противнику сносить ХП, когда он двигается проблематично для вас. Не желательно использовать этот ган, когда у противника остаётся мало ХП (если вы новичок на этом гане). Если вы отыгрываете Team Deatchmatch, то можно поймать момент, когда противник отвлечён на вашего союзника и в тот момент, пока он отвлечён, вы снимаете ему ХП диглом. Если идёт дуэль на диглах. Надо предугадывать, куда противник передвигается, и стрелять туда. Целиться также согласно «стрельбе по пингу». Не надо сильно шатать прицел, нужно перед выстрелом понять, куда вы стреляете, и не тратить большого количества времени на прицеливание. Передвигаться… Передвигаться (в тот момент, когда не стреляете) спринтом (бег с зажатым пробелом или шифтом, у всех по-разному). Между выстрелами не надо слишком долго бегать… Передвигайтесь так, чтобы поставить оппонента в сложное положение. Передвигаться надо всегда по-разному. Количество выстрелов ДО спринта зависит от ситуации, так как не надо абсолютно всегда делать так: один выстрел, пробежка, один выстрел, пробежка, один выстрел, пробежка. К примеру, если оппонент стреляет ВСЕГДА (то есть без бега), то вы должны его запутать, то есть после выстрелов бегать спринтом, но коротким расстоянием, и повторять выстрелы.
Shotgun (он же — «шотган», он же — «шот»):
Самое, наверное, любимое оружие у любителей ДМ. Оно обладает способностью сноса большого количества ХП, если, конечно же, владеть им в идеале. Обладает большим радиусом поражения (если вы заметили, прицел большой). Бывает и такое, что при шоте можно снести 50% ХП, но, к сожалению, это бывает чертовски редко. В основном, шот всегда сносит ХП по-разному: от 5% и до 50%. При стрельбе используют такую игровую ошибку, которую звать «скролл». Это баг (баг?), который позволяет бегать при шоте не обычным бегом, а спринтом. Для этого достаточно после выстрела прокрутить на следующий ган (желательно тот, с которым можно бегать спринтом). И, при окончании забега, вы обратно прокручиваете оружие до шота и стреляете. Стрелять также согласно правилам дигла, но: забеги желательно делать короткие, потому что в большинстве случаев выигрывает тот, кто ЧАЩЕ сносит ХП оппонента, а не тот, кто умело от него уворачивается. Хорошо работает, когда вы отыгрываете роль «защитника». Если вы в замкнутой системе находитесь (ну, к примеру, внутри корабл*), то лучше не бежать сломя голову вперёд и убивать всех, а занять позицию (можно как сидя, так и стоя) и «простреливать» противника в тот момент, когда он вылезает из-за укрытия.
SMG (или же «MP5»):
Довольно простое в своём овладении оружие. Дальность стрельбы невысокая. Чаще всего используется народом, когда сидят в транспорте, и ведут расстрел другого транспорта, уходя при этом от погони, или же, наоборот, когда за кем-либо гонятся. Естественно, оно применяется и «на земле». То есть на ногах. Когда же лучше всего его использовать? В добивании противника, когда у него осталось мало ХП. К примеру, вы расстреляли его с шотгана или же дигла, а в тот момент, когда у него нет ХП (на уровне от 1 до 20 — примерно), вы добиваете его до смерти. Делается это, потому что с любого скорострельного гана легко снести ХП. Но можно и сказать то, что у MP5 сносит не так много ХП, как дигл, например. Этим ганом можно владеть так же, как я рассказал про дигл, в принципе. Если стрелять «куда надо», то можно и выиграть у того, кто был с диглом, к примеру. Не желательно занимать с этим ганом устойчивых позиций, так как я уже сказал, что дальность стрельбы не высока. Примечательно используется, когда вы участвуете в атаке чего-либо
М4 (она же — «эмка»):
Любимое оружие кемперов. Используется в «простреле» ХП противника с устойчивых позиций. Позиции лучше всего занимать те, за которыми есть за чем спрятаться. Если вы хотите сделать так, чтобы вам не сносили ХП, то лучше всего эмку использовать до упора. То есть если противник находиться далеко, не надо, сломя голову, бежать к нему, доставать дигл, и пулять во все стороны. Проще будет занять устойчивую позицию и убить всех «по-тихому». Хорошее оружие против толпы, опять же, когда она находится далеко от вас. К примеру, если вас настигает толпа, то прострел им ХП с эмки не будет для вас затруднительным, но если вы хотите, чтобы толпа вас не убила, то в тот момент, когда она приблизилась к вам слишком близко, можно отъехать от них (или отбежать) и опять сносить им ХП. Но если нет варианта убежать или уехать, то приходится доставать такие ганы, которое не обладает высокой дальностью стрельбы. Если же вы стреляете с боку стены, то не надо высовываться на слишком долгое время в ту позицию, где вы будете видны противнику. Достаточно прострелять его аккуратно, высовывая ствол из-за стены о-о-чень слабо, и опять спрятаться за стеной. Замечательно используется на крышах домов, на крышах автомобилей. При простреле противника с крыши дома не следует слишком сильно высовываться, при нужном моменте надо прятаться. Используется при добивании противника (как при MP5), когда у того осталось мало ХП.
Country Rifle (он же — «рифл»):
Обладает дальностью стрельбы большей, чем у M4. Не желательно использовать в близи противника, примечательно используется так же, как и эмка, в устойчивых позициях. Но расстояние берётся большее. То есть если вы с эмки не можете убить противника, то возьмите рифл, но если вы предстоите перед выбором «что взять: эмку или рифл» (при том варианте, когда с эмкой вы «дотягиваетесь» то оппонента), то лучше остаться с эмкой. Усточивую позицию лучше найти такую, где бы вы противнику виделись меньше, чем с эмкой.
Sniper Rifle (она же — «снайпа»):
Ну-у-у, тут расстояние ещё больше, чем у рифла. Всё, в принципе, также. Кроме того можно использовать «на бегу», если достичь умения. То есть если вы видите врага не так далеко (расстояние примерно такое, как у эмки, только меньше). То вы (с прицелом, конечно) сносите противнику ХП, но не надо тратить время на увеличение, потому что в то время пока вы настраиваете зум (увеличение), то противник убьет вас (если же, конечно, он вас видит). Но если вы заняли устойчивую позицию, то, конечно, используйте зум вовсю.
Гранаты (они же — «грены»):
Тут довольно просто. Единственное что, так это не надо стрелять по принципу «авось кому-нибудь снесу ХП». Лучше сначала увидеть цель, понять, куда она бежит, прицелиться «мысленно», и кинуть в ту точку, где цель будет через определённое количество времени (если она двигается). Желательно кидать туда, где больше людей на меньший участок территории, то есть в толпу. Также хорошо кидать тогда, когда противник находится в каких-либо узких закоулках, потому что площадь меньше, следственно, меньше шансов того, что он скроется от взрыва грены.
Коктейли Молотова:
Бросать такую вещицу, по сравнению с обычной греной, лучше, когда оппонент находится близко к вам. Если вы попали, противник не может пользоваться ганами. В этом случае его надо сразу попытаться убить. Также желательно бросать желательно в толпу.
Гранаты со слезоточивым газом (они же — «дымовухи»):
Ну, бросать под себя или чуть-чуть дальше от себя, чтобы противники не видели.
Мины:
Желательно понять структуру бега противника и оставить их там, где он проводит время чаще всего (чтобы достичь большего эффекта).
Подведём итог:
Single Deathmatch:
Как можно больше точности, как можно чаще сноса ХП. Как можно чаще сохранять ХП себе, убегая при этом, пополняя ХП, к примеру.
Team Deatchmatch:
Всё делать аккуратно, без лишней спешки на переход на ганы близкой стрельбы.
PvP:
Так же, как в Single Deathmatch.
Clan War:
Ну, тут ничего сказать нельзя, так как всё зависит от клана и от субъективных факторов.